Возврат к свободному творчеству.

Несмотря на интенсивную аранжировочную деятельность, у меня оставалось время для собственного творчества. В это время режиссёр Владимир Гончаров предложил мне написать музыку к мультфильму "Альтернатива". Фильм должен был быть необычный, с философским подтекстом. Фильм для взрослых, как и "Камень на дороге". В музыке решили применить электронику. Музыка исполнялась на синтезаторе, хотя я сочинил и вполне "играбельную" музыку. На записи музыки я встретился с Владимиром Загорцевым - он выступил в роли дирижёра. Этот мультфильм стал последним из заказываемых мне фильмов. Отныне кино в Украине перестало существовать, хотя и Крутиков, и Губа каким-то чудом изредка получали заказы, но лишь на документальные фильмы.

И все же в 1993 году я получил заказ на музыку, но не официальный, но не в Украине,- заказ дружеский. Это было предложение написать пьесу для духового квинтета города Лас-Вегаса. Сделал мне его Вирко Балей - выдающийся музыкант США, украинец по происхождению. Вирко - композитор, дирижёр, пианист, продюсер, который сделал большой вклад в дело развития современной музыкальной культуры Украины. Он организовал целый ряд творческих поездок украинских композиторов в США, исполнял там произведения украинского авангарда (в частности, играл мою пьесу "Разрывы плоскостей» ), писал статьи о нашей киевской композиторской группе, приезжая в Украину, наряду со своими произведениями исполнял наши сочинения. По его инициативе Евгений Громов записал на диски всю фортепианную музыку киевского авангарда 60-х - 70-х годов.

Валентин Сильвестров и Вирко Балей. 2010-е годы.

Свой духовой квинтет я назвал "Утренний крик птицы" и посвятил городу Сухуми. Поводом к его написанию послужили трагические события, произошедшие на землях Кавказа в период падения СССР. В этом сочинении эти события метафорически переосмыслены благодаря средствам тембровой драматургии. В многоголосном шуме "птичьей свадьбы" зарождаются властно-агрессивные интонации как выражение тёмных, жестоких сил. Из этого же "хора" выплывает и чарующее пение флейты, излучающее свет, проникнутое человечностью. Ключевое значение в произведении приобретает трёхголосный напев, имитирующий образцы грузинского фольклора. В нём слышится спокойное величие добра, разума, всеобщей гармонии, торжествующей вопреки хаосу и разрушению.

"Утренний крик птицы" был исполнен в Лас-Вегасе местным духовым квинтетом "Siekka winds", а у нас его неоднократно играл квинтет под управлением Анатолия Маринченко. Маринченко был настоящим энтузиастом новой музыки, прекрасно читающим с листа самый сложный текст. Кроме того, что он по настоящему профессионально играл на флейте, он вырастил сына Олега - замечательного композитора и аранжировщика. "Утренний крик" был первым оригинальным сочинением, написанным после 20-летнего перерыва, во время которого писались бесчисленные аранжировки, вторые редакции уже написанных или неоконченных сочинений. Следом за ним была написана поэма для девяти инструментов "Сны о детстве" (1997).

В этом сочинении я вернулся к главной теме моего творчества - к передаче душевных состояний человека, на различных этапах своего бытия переживающего страдание, страх, отчаяние, и находящего спасение в единении с природой. Теме обострённого переживания человеческого существования посвящены мои самые ранние сочинения - баллада "Ожидание" и "Canzone spirito" для фортепиано, а также более поздние - соната-поэма №1 для ф-но, оба струнных квартета, симфония "Stabilis", а также кантата "Зелень вешняя". Сжатому описанию этих душевных состояний посвящена литературная программа, отражающая становление гармоничного мировосприятия человека.

В этой программе развенчивается миф об обязательно «счастливом», безоблачном детстве, скорее она описывает психологические комплексы, присущие юным героям романов Диккенса (названия эпизодов программы - «Первые горести», «Стремление к свободе», «Обретение надежды»). «Лучезарной звездой» детства является образ матери, заступницы, спасающей душу ребёнка.

Драматургия "Снов о детстве" построена на тембровой персонификации - струнные инструменты олицетворяют человека, а духовые - природу. В процессе развития происходит сближение этих тембральных групп, и в "тихой" кульминации пьесы появляется мелодия, исполняемая духовыми инструментами, которая интонационно близка известной арии "Ламенто Ариадны" из оперы Клаудио Монтеверди «Ариадна». Эта мелодия - одна из первых мелодий европейской музыки Нового времени - символически указывает на возврат человека к истокам своей личности, к периоду детства, и одновременно - это спасительный голос природы. В конце поэмы появляется ещё одна мелодия – «тема матери».

И в «Снах», и в «Птице» была достигнута задача написания крупного одночастного сочинения, обладающего конструктивной цельностью и органичного в стилевом отношении. В этом отношении наблюдается стилевая эволюция – полистилистика в «Золушке» или коллаж в «Stabilis» или в «Птице» уступают место более гармоничному стилю, построенному на интонационном единстве при сохранении поствеберновской музыкальной лексики. Вместо строгой двенадцатитоновости здесь применяется тотальная хроматизация, при которой сохраняется ладовое тяготение. В драматургическом отношении оба сочинения построены следующим образом: интонационные фрагменты, вначале разрозненные, в процессе развития сопрягаются в цельные мелодические построения – темы. Мне кажется, что в этих сочинениях я освобождался от излишней жёсткости, «герметичности» авангардной эстетики.