^Back To Top

logo

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Союз композиторов (90-е, 2000-е годы).

Исполнители новой музыки.

C конца 80-х годов в концертах Союза композиторов всё чаще звучит новая музыка. Это связано с тем, что к руководству Союза пришло новое поколение музыкантов, среди которых были по-настоящему творчески одарённые люди. Не говоря о Лесе Дычко, которая и по настоящее время успешно соединяет творческую работу с деятельностью менеджера, среди новых музыкальных администраторов того времени можно назвать Евгения Станковича, Ивана Карабица, Михаила Степаненко, а также более молодых - Игоря Щербакова, Анну Гаврилец, Ивана Тараненко, Богдана Кривопуста. Одной из основных задач, стоящих перед руководством Союза, является организация концертов, в которых композиторы могли бы прослушать свою музыку, ознакомиться с достижениями своих коллег, а главное – дать возможность любителям музыки получить информацию о состоянии современной классической музыки на Украине. Ежегодно в разных городах устраиваются фестивали, на которых звучит современная украинская музыка. В Киеве проводятся три фестиваля в год - "Киевские премьеры сезона", "Киев-музик-фест" и "Форум молодых", в Одессе - фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки", во Львове - "Контрасты". В других городах - в Виннице, Харькове, Дрогобыче также эпизодически проходят фестивали. Почти во всех этих фестивалях звучали мои сочинения. Так, в 2004 году прозвучала моя симфония "Стабилис" в исполнении национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Кантата "Зелень вешняя", так же, как сюита "Веселые затеи" и другие произведения неоднократно исполнялись оркестром "Киевская камерата" под управлением Валерия Матюхина. В концертах этих фестивалей принимают также участие такие киевские коллективы, как эстрадно-симфонический оркестр ( Художественный руководитель - Н.В.Лысенко ), симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (художественные руководители - В.Блинов, В.Шейко ), Киевский камерный оркестр ( художественный руководитель Роман Кофман), ансамбль классической музыки имени Б.Лятошинского ( дирижёр - Игорь Андриевский ), камерный ансамбль Союза композиторов Украины "Рикошет" художественный руководитель С.Пилютиков, дирижёр В. Рацюк ), а также – Муниципальный камерный хор «Киев» ( художественный руководитель Н.Гобдич), Академический камерный хор «Крещатик ( художественный руководитель - П.Струць), киевский ансамбль солистов "Благовест" (художественный руководитель Т.Кумановская ).

Основным популяризатором и интерпретатором современной украинской музыки, безусловно, является Валерий Матюхин и руководимый им оркестр «Киевская камерата». Этот оркестр исполнял произведения едва ли не всех украинских композиторов. Обладая потрясающей мобильностью, высокой степенью организации работы, строгим художественным вкусом, «Камерата», помимо участия в фестивалях, проводимых в Киеве, успевает участвовать в различных официальных мероприятиях. Каждый из музыкантов оркестра является солистом, и в то же время оркестр представляет собой отлично слаженный музыкальный коллектив, которому под силу сыграть произведения любой сложности, любого стиля, любой эпохи. «Камерата», начиная с 1982 года, исполняла мои произведения, практически она сыграла все мои важнейшие сочинения, некоторые – по нескольку раз. Валерий Матюхин, начавший свою карьеру ещё в 70-х годах в качестве клавесиниста Киевского камерного оркестра, которым руководил Игорь Блажков, стал создателем «Киевской камераты» и за эти почти четыре десятка лет вырос в первоклассного музыканта европейского уровня, блестящего дирижёра, неутомимого музыкального просветителя. Неоценимую помощь в деле распространения современной украинской музыки Валерию оказывает его жена - Анна Лунина – замечательный, пытливый музыковед, изучающий творчество всех без исключения ныне живущих украинских композиторов, подлинный летописец современной украинской классической музыки.

Валерий Матюхин. 2010-е годы.

Постепенно в Киеве образовался круг исполнителей, которые охотно включали произведения новой музыки, в том числе и мои сочинения, в свои программы. Так, известная пианистка ( к тому же - успешный менеджер ) Евгения Басалаева неоднократно исполняла мой ноктюрн из цикла "3 пьесы в романтическом стиле" ( в переложении для ф-но с органом и каждый раз - под другим названием:, "Північне сяйво", "Омріяні зорі Балтії", "Світло далеких зірок" ), а также другие произведения и аранжировки в серии концертов под названием "Элитные вечера камерной музыки". Одним из тех музыкантов, которые неустанно распространяли идеи новой музыки на Украине, является пианист Юрий Глущенко, который вслед за Борисом Деменко в своих концертах исполнял фортепианную музыку украинских авангардистов, в том числе все мои "левые" сочинения, делая их записи на радио. Кроме этого, он пропагандировал новую музыку в статьях, лекциях, беседах и среди своїх учеников, будучи доцентом кафедры специализированного фортепиано музыкальной академии. 

Постоянным исполнителем фортепианной музыки современных украинских авторов является Олег Безбородько. Он очень часто играл мои сочинения, преимущественно, не авангардного направления. В его исполнении привлекает, кроме виртуозного владения инструментом, тонкое, трепетное и глубоко-личностное отношение к музыке. Это, отчасти, объясняется тем, что Олег - профессионалный композитор, и понимает исполняемую музыку, так сказать, изнутри. Я благодарен ему, особенно, за исполнение "Пьес в романтическом стиле" и Первой сонаты-поэмы.

О Евгении Громове мало сказать, что он выдающийся пианист. Это музыкальный общественный деятель, менеджер и просветитель, который свою жизнь посвятил исключительно делу распространения новой музыки. Он выступает в концертах, причём его репертуар настолько широк, что простирается от Моцарта, Глинки, Вагнера до Шёнберга, Булеза и Штокгаузена. Он переиграл всю музыку украинского авангарда, записал её на 10 компакт-дисках ( в чём - особая благодарность Вирко Балею, который финансировал этот проект ), участвовал в организации фестивалей ( например, фестиваля "Барви музики" в Виннице в 2001 году, в котором участвовали мы с Сильвестровым ), авторских концертов ( моего и опять Сильвестрова ), осуществлял разнообразнейшие проекты, связанные с современным искусством ( например, музыкально-поэтический концерт, посвящённый памяти киевского поэта Сергея Вакуленко, нашего большого друга, или концерт памяти Иосифа Бродского, в котором Громов сыграл две сонаты Галины Уствольской - композитора, являющейся предтечей русского авангарда 50-х годов, или наконец, акция, организованная киевским музыкальным агентством "УХО", но полностью срежиссированная Громовым, где он дал обзор всего киевского авангарда, образцы которого звучали в залах музея украинского искусства на фоне картин украинских художников-авангардистов). Громов привёл в порядок музыкальный архив Владимира Загорцева и провёл вечер его памяти в Киевском музее-архиве. Там же он организовал встречу с Леонидом Грабовским, приехавшим из Нью-Йорка. Вообще все мы часто дружески общались с Громовым - ведь благодаря ему, всё, чем мы занимались в 60-х годах, обрело новую жизнь. Дело авангарда 60-х стало актуальным через полстолетия. Он исполнял, причём многократно, все мои фортепианные сочинения, правда, кроме тех, которые, по его мнению, носили отпечаток консерватизма. Благодаря ему были "спасены" мои "Домашние скерцо" - экспериментальное сочинение в области "конкретной" музыки - под его руководством и при его участии впервые состоялось живое концертное исполнение этого сочинения. Это произошло на фестивале "Мета-арт", который организовал композитор Андрей Карнак.

В.Годзяцкий и Е.Громов. 2005 г.

Припоминаю забавный эпизод из моей композиторской практики, случившийся ещё в консерваторские годы. Сочинив несколько романсов под руководством Лятошинского, я подыскивал певицу, которая могла бы их исполнить. В них я применял новые гармонические средства, способные отпугнуть музыкантов консервативного направления, а таковыми были большинство вокалистов. Однажды я обратился к известной певице и педагогу Зое Гайдай с просьбой дать мой романс на стихи Есенина "Край любимый" одной из своих учениц для исполнения. Через некоторое время Зоя Михайловна с улыбкой вернула мне мой романс: "В этом романсе много красивой музыки, даже слишком много. Но у меня такое впечатление, что вы росли где-то под стёклышком!" Противоположное впечатление произвел этот романс на студентку Светлану Мамченко, которая очень заинтересовалась им и спела его и ещё один - "Полный месяц встал над лугом" на стихи А.Блока на выпускном концерте в 1961 году. Мамченко обладала замечательным, красивым голосом была вполне профессионально подготовлена, но, к сожалению, ей пришлось уехать из Киева, и связь с ней прервалась.

Среди вокалистов, способных исполнять новую музыку и проявлявших к ней интерес, следует назвать певицу-солистку и виолончелистку Киевского камерного оркестра Лидию Стовбун. На неё, как на певицу, впервые обратил внимание Игорь Блажков, который всячески поощрял её увлечение пением, давал ей возможность выступать в программах оркестра, и благодаря ему она стала профессиональной певицей, исполнявшей произведения классического репертуара наряду с музыкой ХХ века. Она дважды исполняла сольную партию в моей симфонии "Stabilis", а также cпела романс на стихи А.Блока "Девушка пела в церковном хоре".

Из певиц, которые исполняли новую музыку на киевских фестивалях Союза композиторов, выделяется Людмила Войнаровская, обладающая особым шармом, покоряющая слушателей красотой тембра своего голоса и выразительностью передачи исполняемого текста, а также свободно владеющая средствами музыки ХХ века. Она замечательно спела сольные эпизоды в симфонической версии симфонии "Stabilis", а также дважды исполняла довольно трудную и объёмную партию в кантате "Зелень вешняя".

Как уже было сказано, кантата эта появилась на свет благодаря дружескому заказу Надежды Селезнёвой, хотя я уже на протяжение двух лет обдумывал её. Надя была первой исполнительницей первой части кантаты ( вместе с Виктором Давиденко, композитором, исполнявшим сложную партию фортепиано ), В дальнейшем она ещё несколько раз частями исполняла эту кантату, по мере её сочинения, каждый раз внося в её интерпретацию особую трогательность,благодаря любовному, чуткому отношению к поэтическому тексту Блока.

Дальнейшее моё сотрудничество с вокалистами носило более эпизодический характер. Певицы, к которым я обращался, повторяли, в основном, мои старые вещи, что имело некоторый смысл, так как при этом эти сочинения утверждались в текущем репертуаре. Надежда Славинская, очень талантливая певица, обладающая развитым сценическим мастерством, едва успела спеть в концертах два мои романса, как её тут же пригласили на работу в Мариинский театр оперы и балета, в Санкт-Петербург. Осталось в памяти её классное исполнение романса "Край любимый" на стихи Есенина.

Роман Кофман, дирижёр с мировым именем , вернувшись из Бонна, стал художественным руководителем Киевского камерного оркестра. Он прославился своими неординарными проектами ( "Кофман и его друзья", все симфонии Моцарта, концертное исполнение опер и т. д. ). Он впервые познакомил публику с оперой Валентина Бибика "Бег" по пьесе Булгакова, блестяще осуществив её постановку в концертной форме, пригласив замечательных солистов, среди которых яркой звездой выделилась Ольга Табулина, обладаюшая прекрасным драматическим меццо-сопрано. Когда Роман пригласил меня, как композитора, к участию в концерте из серии "Украинский авангард", я без колебаний предложил ему свою "Зелень вешнюю" с условием, чтобы солисткой была Табулина. Конечно, кантата по стилю была ближе к арьергарду, чем к авангарду, да и сольная партия в ней написана для сопрано, всё же исполнение оказалось на высоте. Откровенно оперная экспрессия, с которой Ольга исполняла свою партию, без сомнения, внесла какие-то новые штрихи в образную трактовку кантаты. Например, слова "И тенор пел на сцене гимны безумным скрипкам и весне" прозвучали с небывалым пафосом. Вобщем, некоторая театральность исполнению не повредила, поэтому, мы продолжили с ней наше творческое сотрудничество. Она с успехом приняла участие в моём авторском концерте, и я надеялся написать что-то для её голоса, но это осталось пока на будущее.

 
Роман Кофман. 2011 г.

Когда Валерий Матюхин решил исполнить симфонию "Stabilis", он пригласил для исполнения сольной партии в ней Тамару Ходакову, которая блестяще справилась с ней - ведь эта певица, помимо яркого темперамента и замечательной красоты голоса обладает ещё и репертуаром, необычайно богатым в жанровом и стилевом отношении. Она поёт арии из классических опер и оперетт, украинские народные песни, а также сочинения современных украинских композиторов. И всё исполняет с большим артистическим подъёмом! Хотел бы надеяться на дальнейшее сотрудничество с этой певицей.

Говоря о вокалистах, исполнявших мои сочинения, нельзя не упомянуть ещё об одном замечательном певце, солисте киевской филармонии Юрии Олейнике, который был в своё время вовлечён Игорем Блажковым в свою концертную орбиту. Он исполнял произведения Сильвестрова, Крутикова, а также сочинения классического репертуара. Это певец , обладающий мягким по тембру басом, близким к баритону, его пение отличается серьёзным, вдумчивым и проникновенным характером, но я не смог в своё время пополнить его репертуар, за исключением одной песни на стихи поэта украинской диаспоры Бориса Олександрива - "Бандурист", заказанной мне моим дядей Николаем Гадзяцким, проживавшим в США. Юрий Олейник дважды исполнял эту песню в сопровождении дуэта бандур в моих авторских концертах, и благодаря его вдохновенному исполнению эта песня стала известной - её исполняло трио бандуристок в филармонии ( кто именно я, к сожалению, не знаю).

Здесь уместно упомянуть ещё об одном моём сочинении - вокальном дуэте на стихи Максима Рыльского "Червоне вино".Его также попросил меня написать дядя Николай, эмигрировавший в 1919 году из Киева сперва в Чехословакию, а затем - в США. Дуэт был написан мной для домашнего исполнения, для моих родителей, но я рискнул вставить его в программу своего авторского концерта, и он имел успех! Его исполнили сестра и брат - Светлана Москаленко и Виктор Давиденко - замечательный молодой композитор, который также пел в различных хоровых коллективах. Этот же дуэт с успехом исполнил "Чудеса Доброй феи" из моей музыки к сказке "Золушка".