Авторские концерты, творческие встречи.

Помимо ежегодного проведения фестивалей современной украинской музыки, Союз комозиторов также изыскивает средства для организации авторских концертов, юбилейных вечеров, которые дают возможность представить целостный творческий образ композитора, эволюцию его творчества, показать разные стороны его индивидуальности. Всего у меня было проведено пять авторских концертов.

В 1999 году в Харькове состоялся мой первый авторский концерт. Инициатором его проведения был мой давний друг Виталий Пацера, избранный председателем правления Харьковской композиторской организации, но главную нагрузку взял на себя Александр Щетинский - яркий, интересный композитор и прекрасный менеджер, живший в то время в Харькове. Он помог мне выстроить программу концерта, вёл его и, как профессиональный музыковед, составил подробный комментарий к исполняемым произведениям. В концерте принимал участие Евгений Громов, исполнивший мои главные сочинения авангардного периода. Камерный ансамбль "ARCHI" под руководством Игоря Андриевского виртуозно сыграл несколько моих ан-самблевых сочинений, а Надежда Селезнёва спела первую часть "Зелени вешней". После концерта некоторые слушательницы из немногочисленной публики признавались мне, что Селезнёва буквально заворожила их! Концерт прошёл удачно, хотя харьковские композиторы, за исключением Щетинского и Пацеры, проигнорировали его, как, впрочем и все концерты серии "Новая музыка в Харькове", проводимые Щетинским.

А.Щетинский, В.Годзяцкий, Е.Громов, В.Пацера. Харьков, 1999 г.

Мой второй авторский концерт, состоявшийся в 2006 году, ведущая Марина Копица, известный музыковед, большой друг композиторов моего поколения, жена безвременно ушедшего Ивана Карабица, решила провести в форме непринуждённой беседы с автором, по ходу комментируя исполняемые произведения. Со своей стороны, в данном концерте я хотел отразить стилевую эволюцию моего творчества, показать переход от сложных по языку авангардных сочинений к неоромантическим композициям, причём в качестве переходного сочинения должен был прозвучать вокальный дуэт на стихи Максима Рыльского "Червоне вино", содержащий следующие строки: "Керуй на озеро спокою свої шукання молоді!" - что читалось, как отход от радикализма в искусстве. За несколько дней до концерта произошло непредвиденное - Громов, в силу каких-то причин, отказался от участия в нём, но верный Юрий Глущенко спас ситуацию и сыграл те вещи, которые у него были, что называется, "в руках". Затем я продирижировал "Утренним криком птицы", который исполнил киевский квинтет духовых инструментов (руководитель - Анатолий Маринченко). После этого наступила очередь дуэта "Червоне вино", в который я решил привнести элемент театрализации. В самом конце дуэта, когда все исполнители - певцы и присоединившиеся к ним виолончелист и пианист (т.е. - я сам) , - поют мелодию элегического характера, музыка прерывается, я встаю, подаю всем бокалы с "вином червоним і хмільним", мы их осушаем, и - звучит финальный аккорд. Такая концовка вызвала восторг публики. Такова была премьера этого дуэта, который был "заказан" мне моим дядей Николаем, бывшим белогвардейцем, юнкером, эмигрантом, проживавшим в США, в городе Сан-Диего, Калифорния. Исполнили дуэт сестра и брат - Светлана Москаленко и Виктор Давиденко, очень талантливый молодой композитор, поющий в различных киевских хоровых коллективах.

Второе, "романтическое" отделение концерта открыл Олег Безбородько. Он впервые сыграл "Три пьесы в романтическом стиле" как цикл, полностью. Затем в исполнении Людмилы Войнаровской и "Киевской камераты" прозвучала кантата "Зелень вешняя" - впервые целиком, все три части, что явилось трудной задачей для солистки, с которой она блестяще справилась. И наконец, четвёртой премьерой, прозвучавшей в этом концерте, стали "Чудеса Доброй Феи" - часть сюиты "Золушка", впервые исполненные с текстом Евгения Шварца. "Чудеса" написаны в жанре мелодекламации, что приближает музыку к театру. "Первооткрывателями" и в этом случае стали Москаленко и Давиденко, соединившие в своём исполнении юмор и гротеск.

1911 год подарил мне три авторских концерта. В первом из них, организованным Департаментом культуры Киевского городского совета ( и персонально - Лесей Сергиенко ), прозвучали сочинения, относящиеся к консерваторскому периоду, отредактированные мной, а также части из "Золушки" и аранжировки, предназначенные для школьного употребления. Исполнителями были ученики детских музыкальных школ Киева, а также студенты музыкальной академии и института музыки им. Глиэра. В этом концерте впервые прозвучали "Бандурист" - песня на слова украинского поэта, эмигранта Бориса Олександрива и вариации на русскую тему для ф-но ( на тему старинного романса "Выхожу один я на дорогу") во второй редакции ( с этими вариациями в первой редакции я поступал в консерваторию). Эти две вещи и были по-настоящему дороги мне, хотя хочется отметить усилия многих педагогов, моих коллег, направленные на бескорыстное служение своему делу. Особая благодарность принадлежит камерному оркестру музыкальной школы № 3 и его руководителям - Александру Павлову (знакомому мне по проникновенному исполнению соло на альте в моих "Снах о детстве") и Виктории Павловой, воспитавшим замечательных детей, музыкантов Андрея и Георгия. Настоящую дружескую поддержку я ощутил со стороны педагогов моей 27-й музыкальной школы. Оксана Городецкая, моя коллега по школе, которая вела концерт, в своё время стала кандидатом музыковедения за разработку темы "Украинский музыкальный авангард 60-х годов". Она интересно, на должном профессиональном уровне провела концерт. Следующий авторский концерт, так сказать, "взрослый", по своей драматургии повторял схему предыдущих концертов: первое отделение - сольные произведения, второе - крупные произведения, в основном, для оркестра. В программе концерта чувствовалась известная исчерпанность композиторського репертуара - в его программу входили уже многократно игранные произведения, за исключением концертной фантазии на темы песен "Битлз" и увертюры-фантазии на темы оперы Дж.Верди "Аида", которая до этого звучала только в школьных программах. Такой, так сказать, "итоговый" характер этого концерта отметила ведущая Валентина Кузик, давая иногда несколько завышенную оценку моим достижениям ( всё-таки концерт юбилейный - композитору 75 лет ! ). Ещё и ещё раз я благодарен участникам концерта - Олегу Безбородько, Ольге Табулиной, Юрию Олейнику, Регине Кейрис со своим квартетом. Особая моя благодарность Валерию Матюхину с его "Киевской камератой".

В этом же году Владимир Грабовский - председатель Дрогобычской организации Союза композиторов, музыковед, с которым я находился в приятельских отношениях, предложил мне принять участие в проекте "Музыкальные династии Украины. Отец и сын". В программах концертов планировалось исполнить ряд церковных и светских произведений моего отца - А.К.Годзяцкого - Снежинского, а также мои сочинения. Я дал согласие, и мы с Ольгой Борисовной приехали в Дрогобыч. Сначала была организована встреча со студентами и педагогами музыкально-педагогического факультета Дрогобычского педагогического университета. Затем в Кафедральном храме Пресвятой Троицы состоялся концерт, в программу котрого вошли духовно-хоровые сочинения моего отца, многие из них исполнялись в концерте впервые. Прозвучали: "Отче наш", "Под твою милость", "Плотию уснув", "Ныне отпущаеши" и другие композиции. Их исполнили четыре хора - хор Дрогобычской духовной семинарии (регент - Андрей Бунь), камерные хоры дрогобычского педуниверситета "Мелодия" (художественный руководитель Лилия Кобильник), "Маэстро" (художественный руководитель Василий Довгошия) и камерный хор "Gratia" из города Самбора (художественный руководитель Ореста Кинаш). Исполнение было проникновенным, соответствующим церковным канонам, произведения были тщательно разучены. На следующий день состоялся ещё один концерт - в зале дрогобычского музыкального училища, в котором чередовались отцовские и мои сочинения. Хор дирижёрско-хорового отдела музучилища (художественный руководитель Богдан Бондзяк) исполнил и духовные, и светские произведения отца (в том числе и хор на слова Ивана Франко "Бувають хвилі", который я позже решил доработать). Солистка Наталия Озерская выразительно пропела романс отца на стихи Леси Украинки "Напровесні", посвящённый матери - эту нашу семейную музыкальную реликвию, которая по праву может занять достойное место среди украинских романсов, написанных профессиональными композиторами. Мои сочинения были представлены как более сложными по языку "Характерными сценами", исполненными студентами музучилища, так и предназначенными для широкой аудитории произведениями, среди которых прозвучали три части из сюиты "Золушка" в виртуозном исполнении фортепианного дуэта - Александры Нимилович и Ульяны Молчко. Особое место в программе концерта заняли дуэт "Червоне вино" на слова М.Рыльского (его исполнили Наталия Озерская и Андрей Боженский) и песня "Бандурист" на слова Б.Олександрива (в исполнении Андрея Боженского), сразу же за которой прозвучали бандурные вариации на тему этой же песни в исполнении студентки музучилища Леси Курпиты, которая мастерски преодолела сложную фактуру этого сочинения. В завершение концерта я сыграл прелюдию из цикла "Три романтические пьесы" и "Марш дураков". Концерт, вобщем, удался, публика, состоящая, в основном, из студентов, принимала горячо, единственный недостаток в том, что в программе концерта до обидного мало было произведений отца!

А.Нимилович, О.Белостоцкая, Е.Белостоцкая.
Дрогобыч, 2013 г.

Отношение - и в концертах, и просто в общении с нами – со мной и Ольгой Борисовной, было самое доброе, сердечное. Володимир Грабовский и Олеся Нимилович не покидали нас ни на одну минуту. С той поры мы стали с ними большими друзьями.

В последние годы меня иногда приглашали на творческие встречи с юными музыкантами в качестве "ветерана", вспоминающего "жестокие сражения" с врагами новой музыки. Преподаватели Национальной музыкальной академии музыковеды Елена Таранченко, Татьяна Некрасова, Алёна Сокало, композитор, мой коллега Яков Губанов приглашали меня на свои лекции, где я рассказывал о новой музыке, об истории её развития в Украине, играл свои сочинения. В Киевской детской академии искусств, куда меня пригласил её ректор, композитор Михаил Чембержи, я даже рискнул показать свои "Домашние скерцо". Однажды мы вместе с моей коллегой, композитором, автором блестящего, оригинального детского мюзикла "GAME. Игра Х", Татьяной Бачул поехали в Черкассы, где она вместе со своей подругой, музыковедом Евгенией Марчук организовала творческую встречу в музыкальном училище. Меня представили студенческой аудитории, затем состоялся небольшой концерт, в котором студенты исполнили несколько моих сочинений, в том числе блоковскую "Девушку", которая "пела в церковном хоре". И здесь меня ждал сюрприз - Татьяна вместе с Евгенией сыграли на двух фортепиано «Фантазию» на тему этого романса! Музыка была интересная, романтичная по духу, сочинила её Татьяна Бачул! Затем я сыграл свою полузабытую прелюдию, написанную в 1961 году, которая,как мне кажется, наполнена трагическим пафосом, что приближает её к скорбным событиям, происходящим в последние годы в Украине. После этого был показан телефильм "София Киевская", в котором, к сожалению, поблекли краски, но остались общий план, сюжет и музыка. В завершение встречи я познакомил студентов с "Домашними скерцо", причём аудиозапись звучала синхронно с изображением графической партитуры на экране.