^Back To Top

logo

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Моя работа в Союзе композиторов.

Я хотел бы остановиться на той роли, которую играл Союз композиторов в моей жизни и творчестве. Эта роль была довольно большой. Во-первых, до 1991 года Союз композиторов и Музыкальный фонд Союза обладали значительными финансовыми ресурсами, которые, складывались из денежных поступлений концертных организаций, занимающихся пропагандой сочинений членов Союза, но главное - государство оказывало композиторам большую финансовую поддержку. Регулярно проводились концерты из произведений украинских композиторов, композиторы и музыковеды совершали творческие поездки в другие города СССР (а также и в другие страны). Музфонд выделял членам Союза бесплатные квартиры (в 1985 году я получил от него 2-хкомнатную квартиру, а некоторые из моих коллег по нескольку раз их получали). Композиторы могли ежегодно получить путёвку по льготной цене в один из Домов творчества, где они отдыхали в отдельных коттеджах (правда, формально они должны были отчитаться, что они там сочинили). (Я по нескольку раз побывал в Домах творчества - в Ворзеле (под Киевом), затем - в Боржоми и Сухуми, и каждое пребывание там оставило неизгладимое впечатление, не говоря о том, что я там много сочинял). Министерство культуры поощряло создание новых cочинений композиторами, благодаря системе заказов на эти сочинения (так называемые "закупки") - я также неоднократно пользовался этой системой. Министерство же присуждало государственные премии членам Союза за их достижения.

Александр Канерштейн. 2004 г.

Одной из важных сторон деятельности Союза композиторов было и остаётся творческое общение его членов. С ослаблением личных связей между участниками нашей авангардной группы возросла роль так называемых творческих комиссий Союза, организованных по жанровой общности. В Союзе существовали комиссии симфонической, хоровой, песенной, детской музыки, музыки театра и кино ( и даже - патриотической музыки). Я долгое время состоял в комиссии камерно-симфонической музыки, руководителем которой был Лев Колодуб, который как композитор работал долгое время в русле соцреалистической эстетики, хотя в последние десятилетия расширил круг своих технологических возможностей. Вспоминается и другой руководитель этой комиссии Александр Канерштейн - светлая, незабываемая личность, композитор нераскрытых возможностей, имевший собственный взгляд на роль композитора, но будучи окружён придворными коммунистическими "одописцами", был обречён на творческое одиночество (подобно другим нашим предшественникам - Борису Буевскому, Валерию Полевому).

На собраниях творческих комиссий композиторы показывали свои сочинения, присутствующие высказывали своё мнение, и сочинение получало или не получало "добро" - рекомендовалось или нет для исполнения в концертах Союза, либо для публикации в издательстве "Музична Україна". После недолгого переходного периода, когда прежние комиссии пытались заменить "объединениями по интересам", я перешёл в комиссию по приёму в Союз композиторов (кроме неё остались лишь музыковедческая и молодёжная комиссии). Председателем этой комиссии был Юрий Ищенко - мой старый друг с первых курсов консерватории. Долгие годы мы не были особенно близки, наши жизненные и творческие пути проходили параллельно. Он не принадлежал к горячим поклонникам авангардной музыки, но путём долгой эволюции пришёл к современному «синтетическому стилю». Меня в нём покоряет энциклопедическая музыкальная образованность и широта культуры, а также колоссальная работоспособность. Его взвешенная эстетическая позиция в соединении с высокими нравственными критериями создаёт гармоничный человеческий образ. Когда Ищенко ушёл со своего поста председателя комиссии, я занял его место. Наша комиссия за последние годы рекомендовала для приёма в Союз многих замечательных композиторов и музыковедов. Главными критериями для поступления в Союз композиторов является, конечно, композиторское дарование и высокий профессионализм. Мы стараемся бороться с графоманством.

Слева - М. Шух, В.Годзяцкий. Справа - В.Бибик, В.Золотухин. Харьков, Фестиваль советской музыки. 1989 г.

Правление городской организации Союза композиторов, в котором я состою, занимается, в основном, организационными вопросами, а также принимает в Союз рекомендованных нашей комиссией новых членов, выдвигает кандидатов на получение различных премий, проводит подготовку к фестивалям Союза и т.д. Председателем правления городской организации является Анна Гаврилец, председателем правления Национальной Спилки - Игорь Щербаков. Ответственный секретарь организации Сергей Зажитько, а также - Николай Ковалинас - заместитель Щербакова - помимо своих обязанностей помогают мне в работе комиссии.

В.Ронжин, Б.Фильц, В.Сильвестров, В.Годзяцкий, В.Грабовский. Дом творчества "Ворзель", 2005 г.

Уже много лет подряд ранее гонимые авангардисты 60 -х годов (само это определение утратило отрицательный смысл) занимают почётное место в программах концертов Союза (Сильвестров, например, являющийся народным артистом Украины и лауреатом Шевченковской премии, по количеству исполняемых произведений занимает одно из первых мест). В 1996 году мне было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины, а в 2003 году присуждена премия имени Лятошинского (вместе с Виталием Пацерой). Я получаю "президентскую" творческую стипендию. Считаю, что всё это свидетельствует об объективном и справедливом признании моих достижений как композитора, хотя я никогда не стремился к каким-то особым привилегиям. Наиболее важным для себя в этом смысле я считаю свободное исполнение своих сочинений (на должном уровне).

В.Губа, Г.Степанченко, В.Грабовский,В. Годзяцкий.