^Back To Top

logo

Планы на будущее.

Я хотел бы поделиться своими творческими планами. Во-первых, мне нужно продолжить работу над камерной симфонией № 3, которую я хочу посвятить своим родителям в знак благодарности за то, что, благодаря им я занимался музыкой и стал композитором. В музыке симфонии должна быть отражена сила добра, исходящая от моей мамы, её стремление к справедливости, врождённое чувство красоты и любовь к жизни и, с другой стороны, – сила характера, настойчивость в достижении цели, неудержимость фантазии и известный авантюризм, присущие моему отцу. Их объединяла воспитанная с детства вера в Бога, которая не раз приходила к ним на помощь в их многострадальной жизни.

Я также хочу сделать небольшой вклад в детский репертуар – написать цикл пьес для скрипки с фортепиано – наличие способных учеников в нашей музыкальной школе гарантирует достойное исполнение такого сочинения.

Следующими сочинениями могут стать несколько хоров на слова Ивана Франко, начатых отцом и оставшихся в эскизах. Один из таких хоров – «Бувають хвилі» - я отредактировал, дополнил, и он был исполнен. Это же касается хоров отца на стихи Шевченко, упомянутых в общем перечне его сочиненеий, но не дошедших до нас. Таким образом, сбудутся слова моего отца, сказанные мне, шестилетнему мальчику: «Ты должен довершить то, что я не успею сделать!».

Ждёт своего воплощения соната № 3 для фортепиано, работа над которой была прервана ради сочинения «Разрывов плоскостей». В ней нужно продолжить освоение так называемого «смешанного» стиля, в котором написан струнный квартет №2. Если, кстати, я не охладею к жанру квартета, то следующей работой будет обещанный Юрию Ищенко квартет № 3.

Множество сочинений, начатых и не оконченных по разным причинам, мне необходимо привести в порядок, так как они того заслуживают. Это - «Элегия» для скрипки с ф-но, начатая в мае 1957 года и не оконченная. Позже, обдумывая это сочинение, я решил сделать из него трио для скрипки, виолончели и фортепиано в нескольких частях. Это сочинение, несмотря на наличие в нём явных заимствований из классики, дорого мне тем, что оно представляет собой музыкальную исповедь, искреннее высказывание о пережитых душевных потрясениях, выраженное в наивной, неакадемической форме (в нём сказалась романтическая тенденция, присутствующая в более ранних сочинениях – балладе «Ожидание», «Kanzono spiritо» для фортепиано).

Другое трио, «Весенние звоны» обдумывалось ранней весной 1962 года во время моих одиноких блужданий по винницким окраинам. В этом сочинении, состоящем из нескольких частей с программными заголовками, вроде –«Без весны», «Голубые тени в снегах», «Талые воды», «Весенний звон» я думал передать свои впечатления от наблюдений за природой в пору весеннего пробуждения. Интересно, что сперва мои наблюдения выражались в форме стихотворений в прозе, и лишь потом родилась звуковая передача моих впечатлений.

Я прервал работу над «Весенними звонами», так как не смог найти объединяющего начала для цельной композиции.

Ждёт своего окончания и камерная симфония «Периоды» (№1), начатая в 1965 году, три с половиной, части которой из пяти имеют вполне завершённый вид. Симфония обладает определённой концепцией, она цельная по форме, и благодаря технике строгой додекафонии, применённой при её сочинении, в ней соблюдено интонационно-интервальное единство. Более того, в ней продолжены поиски протяжённой мелодии, как синтезирующего начала, начатые в фортепианных «Автографах». (Эта тенденция стала доминирующей во всех моих последующих сочинениях).

Я уже говорил о моём постоянном влечении к вокальной музыке. На протяжении тридцати лет у меня появлялись разнообразные проекты крупных музыкально-поэтических сочинений – кантат, ораторий, вокальных циклов, над которыми я упорно работал, но в силу различных причин они остались незавершёнными. Исключение составляют два сочинения – симфония «Stabilis» (1990 год), в которой использованы тексты библейских псалмов, и кантата «Зелень вешняя» на стихи А.Блока (2004 год). Широко задуманная вокально-хоровая поэма на стихи А.Блока «Россия-буря» была лишь начата в 1977 году, а в более или менее завершённом виде остались три фрагмента – хор, ария и мелодекламация. В кантате «Сны и звуки» на стихи Афанасия Фета (1986 год) музыка была написана только к трём текстам, а вокальный цикл «Край любимый на стихи Сергея Есенина представлен лишь одним законченным романсом с тем же названием, написанным в 1960 году, а остальные романсы мною лишь задуманы (1992 год). В кантате «Видения» я задумал сопоставить тексты двух поэтов-провидцев - Мишеля Нострадамуса (XVI век) и Александра Блока (XX век), которые излагаются параллельно. Возможность такого сопоставления основывается на философском положении, утверждающем, что история человечества движется по спирали, до известной степени повторяя события, общественные движения и поступки выдающихся личностей, характерные для предыдущих эпох. Роль музыки в этой кантате – показывая единство исторического развития, выявить противоречия этого процесса, и пользуясь средствами полисти-листики и особенно – «смешанного стиля», как бы объединить разные эпохи – Ренессанс и современную эпоху. На то время, когда эта кантата задумывалась – 1998 год, - эта задача показалась мне невыполнимой. Время покажет, смогу ли я её выполнить!

Мне необходимо отредактировать некоторые фортепианные сочинения – два цикла вариаций, относящихся ко времени обучения в консерватории, «Шесть пьес», близких по стилю к балладе и ноктюрну, написанных в 1960-м году, продолжить цикл детских пьес, к которым относятся «Лаврские перезвоны», и закончить цикл «Двенадцать пьес в романтическом стиле» с финальным этюдом №12 в до миноре (в этом – скрытый намёк на «Революционный этюд» Шопена). Кроме этого, необходимо вернуться к Первому струнному квартету – он, по-моему, того заслуживает.